2 апреля – Всемирный день информирования о проблеме аутизма
29.03.2019
2 апреля отмечается Всемирный день информирования о проблеме аутизма, который установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 2008 году. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим этим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Генеральный секретать ООН Пан Ги Мун в послании по этому поводу подчеркнул, что необходимо создавать все условия для надлежащего развития всех детей с тем, чтобы они смогли стать полноправными членами общества, гражданами своей страны и членами глобального сообщества.
Человек – существо социальное. Вся история человеческой цивилизации – история прогресса взаимодействия больших и малых социальных групп. Но не все люди приходят в мир с генетической тягой к объединению с себе подобными. В последнее время рождается все больше детей, патологически замкнутых на самих себе, не готовых к контактам с окружающим их миром. Имя этой проблемы – аутизм.
Аутизм – это заболевание и исключительность на всю жизнь. Он встречается с одинаковой частотой независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни. Это пожизненное состояние, дети с аутизмом вырастают и становятся взрослыми с аутизмом. В 2007 году Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет. Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе. ВОЗ утверждает, что в Китае можно насчитать не менее 1 100 000 случаев аутизма, в Соединенном Королевстве – 650 000, на Филиппинах – 500 000, а в Таиланде – не менее 180 000. Уровень распространения аутизма во всем мире возрастает на 14% каждый год. «Необычные» дети появляются сегодня 1 на 68 детей, для сравнения: в 2013-м было – 1 на 88, а 10 лет назад – 1 случай аутизма на 10000 родившихся. Сегодня фактически в окружении каждого может встретиться человек с данным расстройством.
Аутизм – это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок, особенно близкого контакта с другим человеком (всё воспринимается слишком сильно и ярко), и слабостью чувства Я. Тяжелые формы аутизма встречаются редко, лёгкие и мозаичные формы распространены широко. Говорят, что аутисты – дети отгороженные, но это не совсем правильно – это мы воспринимаем их такими. Наоборот, они чрезмерно открытые. Аутизм – прежде всего нарушение самосознания. Обычный ребёнок постепенно начинает строить границы своего тела, души и в конечном итоге к 3-м годам выделяет себя из окружающей природы, и сознает себя как личность. Ребёнок же с аутизмом этого этапа достигает очень поздно или вообще не достигает. Он не говорит о себе «я», он не строит границ своего тела, своей души. Более того – он не очень хорошо понимает окружающие предметы, того, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей, не понимает их границ и эмоций. Такой ребенок может обнимать незнакомых людей, беспричинно укусить или ударить. Эти дети не могут отличить живые предметы от неживых. С возрастом они могут демонстрировать феноменальные математические или другие способности, связанные с прекрасной, но своеобразной, избирательной памятью. Среди аутистов можно встретить людей, которые не могут самостоятельно есть, но безошибочно проводят в голове сложные математические расчеты и имеют очень высокий интеллект. В последнее время таких людей стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала – аутисты.
Несмотря на то, что дети с аутизмом по-другому воспринимают мир, им очень важно находиться рядом со своими сверстниками и общаться с ними. Мало того, ученые выявили, что и «нормальным» детям не менее важно общаться с детьми «особенными». Это учит их сочувствовать и смотреть на ситуацию с разных точек зрения. Ниже – несколько главных фактов, которые нужно знать про аутизм обычным детям и их родителям.
1. Аутизм – это один из видов ограниченных возможностей здоровья. Это означает, что у человека отсутствуют какие-то конкретные способности, но, в целом, он ничуть не хуже других. Он может быть очень умен и талантлив. Мы привыкли к тому, что инвалидность, обычно, заметна – человек не может ходить, видеть, или слышать. При аутизме же человек выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не так, как у остальных. Ему гораздо сложнее общаться с окружающим миром – говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей.
2. Человек с аутизмом видит мир не так, как все остальные. Он иначе воспринимает практически все: звуки, цвета, запахи или прикосновения. Совершенно обычные для нас вещи – например, шум улицы на заднем фоне, для таких людей могут быть столь сильным стимулом, как, например, вой сирены. Человек с аутизмом может не переносить, когда к нему прикасаются. Или слишком сильно реагировать на запахи, которые другим кажутся совсем слабыми. Поэтому не надо удивляться, если ребенок с аутизмом испугался резкого звука, или если он носит беруши, специальные наушники или темные очки – это может быть ему необходимо.
3. Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало, но это не значит, что они ничего не понимают. На самом деле они все воспринимают, но не могут отреагировать на это словами. Трудности с речью не значат, что они глупые.
4. У детей с аутизмом, которым сложно разговаривать, могут быть свои способы общения. Они, например, показывают на предметы рукой, используют специальные жесты (подобно глухонемым и слабослышащим), а также люди с аутизмом могут общаться специальными карточками с картинками или напечатанными словами. Можно проявить терпение и понять, что ему нужно.
5. Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые аутисты постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой или постукивают ногами. Таких движений не надо бояться. Они случаются непроизвольно, и, очень часто, они доставляют человеку с аутизмом удовольствие. Многим такие движения помогают успокоиться или лучше думать, а иногда странные движения руками значат, что человек просто счастлив или чему-то рад.
6. Если некоторые дети с аутизмом почти не говорят, то другие могут рассказывать без умолку про то, что им интересно. У детей с аутизмом могут быть совершенно любые увлечения: поезда, космос, животные, открытки или компьютеры. У всех бывают любимые темы, но у таких людей интерес к чему-то может быть просто безграничным. И если разговор перешел на эту тему, и вам кажется, что собеседник говорит слишком много, то просто расскажите ему об этом – скорее всего, он просто не понимает, что его главное увлечение вас не интересует.
7. Вы замечали, что когда люди разговаривают, то они непроизвольно начинают смотреть друг на друга и заглядывают друг другу в глаза? Людям с аутизмом такой взгляд может казаться пугающим и неприятным. А некоторые не способны одновременно смотреть в глаза своему собеседнику и воспринимать его речь. Поэтому, если человек с аутизмом на вас не смотрит, то это не значит, что он обижен, не хочет с вами общаться или не слышит вас. Возможно, он как раз очень внимательно вас слушает.
8. Людям с аутизмом бывает очень трудно понять ваши чувства по выражению лица и другим привычным нам признакам. В разговоре они уделяют внимание лишь словам, и часто понимают эти слова буквально. Поэтому общаться лучше максимально прямо – без шуток и подначивания. Иначе они могут просто вас не понять.
9. Вам самим может быть сложно понять, что чувствует человек с аутизмом. При аутизме эмоции совсем иначе выражаются в голосе или на лице. Но если у человека замершее выражение лица и монотонный голос, то это не значит, что он ничего не чувствует! Если вы не понимаете, как человек с аутизмом к чему-либо относится, то просто спросите его напрямую.
10. Иногда может показаться, что аутичный человек совсем не интересуется другими, но это не так. Таким людям, как и всем нам, важны общение и друзья. Часто они не знают, как начать общение, как завести знакомство, и, в итоге, могут просто показаться невежливыми, или наоборот – сторонятся своих сверстников. Поэтому очень здорово, если вы первыми предложите общение. И в его лице вы, скорее всего, сможете найти человека, который будет очень ценить вашу дружбу. Главное, что нужно помнить – все люди разные, и у каждого бывают свои «странности», все зависит лишь от того, что мы называем нормой. И если мы научимся принимать тех, кто отличается от нас, наша жизнь станет ярче и богаче.
Аутизм – это заболевание, исключительность и одиночество. Трудно представить меру одиночества больного ребенка, который не умеет выразить своих чувств, желаний и настроений. Он испытывает любовь и привязанность, радуется и печалится, тревожится и боится. Ему доступна вся гамма чувств обычных людей. Единственно чего он не может – это выразить свои чувства и самостоятельно преодолеть одиночество. Социально адаптированный ребенок с аутизмом так и останется исключительным, но диагноз перестанет быть приговором на бессрочное одиночество.
По матералом Интернета.